Отправлено: 23.04.09 12:17. Заголовок: Эволюция вампиров в кино
Незамысловатая категория, давшая миру бесконечное множество фильмов. Знаменитый своей кровожадностью граф Дракула всегда пользовался популярностью, которой он достиг благодаря своей превышающей все мыслимые и не мыслимые границы жестокости. Влад Дракула действительно существовал и был реальным историческим лицом. До нас же Дракула дошёл совсем в другом образе-могучего вампира, живущего в своём мрачном замке где-то на окраинах своей родины. Таков его образ в многочисленных книгах и фильмах, посвящённых его одиозной фигуре. Скрытый текст
Наложение легенд об упырях на легенду о Дракуле придало новообразованию изрядную долю эпичности и, кстати, закрепило написание термина через i. Как и Ратвен, Влад Тепеш вырвался за рамки одного автора и стал героем не одного романа. Понятно, что в разных пьесах или экранизациях Дракула стал обладать разным набором способностей, как бы став воплощением образа вампира вообще. За графом пошли косяком его жены, дети и вдовы (закрепившие в кино типаж женщины-вамп), с другой - появилось еще некоторое число графов - Мора, Алукард, Иорга Блэкула… Хорошим (действительно хорошим) примером вампирской бульварной литературы постдракулического типа начала ХХ века является повесть "Вампиры" автора, скрывшегося под псевдонимом Б.Олшеври. Хотя история вампиров у Олшеври связана с домом Дракула, от Стокера осталось только имя. В остальном присутствуют классические для того времени образы таинственного замка с семейными тайнами или развязывание сюжета посредством вставления в текст дневников или писем. Вампир по Олшеври является опасным противником - оба раза попытки его победить по сути терпят крах или заканчиваются только временной иммобилизацией. В повести много и идей технических - способность вселения вампиров в свои в портреты и попытка связать их с культом Кали. Дана там и попытка более серьезно описать процесс "засасывания", есть понятие о существовании вампирской структуры, хотя она только намечена. Получившийся образ обновленного вампира получился очень кинематографичен, и потому уже в фильмах начала ХХ века эта тема начала занимать изрядное место. Современная фильмография одного Дракулы насчитывает 161 фильм ужасов о нем или его потомках, и потому остановимся на тех картинах, про которые я могу хоть что-то сказать. Первый кинофильм о вампирах "Тайны Дома Номер 5", - был произведен в Великобритании в 1912 году. В 1920 в России, как говорят, сняли первый фильм о Дракуле, но ни одной копии не осталось в живых. Звучит странновато, и потому проще представить себе, что первый фильм, основанный на романе, был сделан в Венгрии в 1921. В 1922 году великий режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау снял картину «Носферату-симфония ужаса», неавторизованную версию романа Стокера, чья вдова отказала режиссеру в правах на постановку. Картина входит в число самых значительных фильмов в истории кинематографа. Ощущение ужаса и сверхъестественности ситуаций внушалось с помощью «внутреннего зрения» главного героя, блестяще сыгранного Максом Шреком, что передавалось зловещими контрастами черного и белого, композицией кадра, неожиданными пластическими деталями и оригинальными техническими приемами. Но вдова Брэма Стокера после выхода картины в свет возбудила в суде дело против его создателей и выиграла. Все копии фильма были уничтожены. Сюжет этого фильма, запомнившегося замечательным для того времени видеорядом и режиссурой Фрица Мурнау, был настолько скалькирован со стокеровского, что вдова Стокера успешно предъявила иск, чтобы заиметь и уничтожить все копии фильма, но, к счастью поклонников этого фильма ужаса, дело ограничилось тем, что героев переименовали в стокеровские, хотя действие по-прежнему разворачивалось не в Лондоне, а в Бремене, где с приездом вампира начинается чума. Вампир в исполнении Макса Шрека был возвращением к более древнему образу вампира как существа несущего смерть и болезнь, связанного более с паразитами типа крыс чем с волком или летучей мышью, а созданный типаж был настолько жуток и естественен, что даже вызвал своеобразный римейк - фильм "Тень вампира", в котором обыгрывается история настоящего вампира, приглашенного на роль в кино реалистичности для. Кстати, вроде бы именно в этом фильме вампир впервые красиво сгорел под лучами солнца. До того пассажи "и не может он вынести света дня" воспринимались как указание на то, что свет пугает или ослабляет вампира, делая его существом ночи и сумерек, но тот же Дракула вполне передвигался по Лондону облачными вечерами. Однако и здесь носферату сгорел не оттого что попал под солнечные лучи, а оттого что сбылось условие - девушка, чистая душой, сама предложила чудовищу свою кровь и продержала его у своего ложа до петушиного крика. Другой известный исполнитель роли вампира - Бела Лугоши, который снялся в четырех фильмах на вампирскую тематику, в том числе полупорнографической "Дочери Дракулы", и во многом отвечает за тот образ аристократа со странным акцентом, который застрял в массовом сознании (его фразы типа "Доб-брый веч-чер" или "Я никогда не пью (пауза) вина", стали классикой). Впервые Лугоши начал играть вампира на американской театральной сцене в 1927 году, как раз тогда, когда Тодд Браунинг снял первый полнометражный звуковой фильм на вампирскую тематику - "Лондон после полуночи" (в главной роли Лон Чейни). Он же сняли и американскую киноверсию Дракулы с "настоящим трансильванцем" в главной роли. Картина вышла на экраны в 1931 году. Изображение Лугоши было настолько эффективно, что он так и не вырвался из этого амплуа и остался в истории кино как актер игравший вампиров, лишь иногда перемежая их ролями безумных ученых ("Plan 9 From Outer Space" (1959) - его последний фильм). В 1932 вышел кинофильм "Vampyr", представленный Карлом Теодором Дрейером, который был посвящен не Дракуле, а Кармилле, в 1936 Universal Pictures выпустила "Дочь Дракулы". В 1943 вышли "Возвращение вампира" Л. Лендерса и "Сын Дракулы" от тех же Universal Pictures с Лоном Чейни-младшим в главной роли. В 1944 - "Ужас Дракулы" с Джоном Каррадином. Итак, первой официальной картиной по роману Брэма Стокера стал фильм «Дракула» режиссера Тода Броунинга, вышедший в 1931 году. Правда, в качестве литературного источника режиссер использовал не оригинальный роман, а успешную театральную адаптацию, в которой играл венгр Бела Лушоши. Именно ему и досталась роль Дракулы в фильме Броунинга, хотя тот первоначально планировал привлечь Конрада Вейдта и умершего за несколько месяцев до начала съемок Лона Чейни. Нельзя сказать, что фильм Броунинга был совершенным, но, несмотря на все свои недостатки, эта картина обладала двумя самыми главными достоинствами. Во-первых, она предложила самый полный для того времени каталог легендарных характерных черт вампиров: превращение в летучую мышь и волка, дневной сон в гробу, наполненном землей, привезенной из Трансильвании, боязнь чеснока, не отображение в зеркале. Во-вторых, именно она ввела моду на фильмы ужасов, которые стали для студии «Universal» одним из главных жанров двух последующих десятилетий, а также породила множество продолжений, обыгрывающих тему вампиризма. До конца Второй мировой войны образ вампира в европейской культуре был достаточно статичен и варьировался от произведения к произведения в рамках ограниченного набора черт. В это время определенного упадка романтической тенденции вампирская тема тоже стала сказочно-попсовой и существовала преимущественно в комиксах или дешевых кино- и телепродукции. В основном она развивалась по принципу "Дракула здесь, Дракула там" (амурно-гастрономические похождения графа в Турции, Испании и Мексике, и стала настолько избита, что в 1954г. "Кодекс Комиксов" даже принял специальное решение о том, чтобы вампирическая тема перестала их заполнять. Тем не менее создавалась не только попса. В 1942 появился "Asylum" (Убежище) А. Ван Вогта - первая история о вампире иноземного происхождения, а в 1954 Ричард Матесон, представил в " Я - Легенда" вампиризм как болезнь, которая изменяет тело, отказавшись от трактовки вампира как нежити. Иной формой жизни вампиры являются и в "Они жаждут" Боба МакКаммона. Этот момент достаточно важен, ибо такая версия вампира могла принадлежать не только сказочной, но и научной фантастике, где тема чудовища-мутанта достаточно часта. Рамки существенно расширились, и в1957 Роджер Корман снимает фильм "Неземной" - первый фильм о вампире в жанре научной фантастики.
Следующим этапом в эволюции темы вампиров стал фильм режиссера Теренса Фишера «Дракула» (1958).Он имел не только значительно больший бюджет, но и использовал основной козырь фильмов ужасов того времени, где кровь является центральным персонажем-цвет. Значение цвета трудно переоценить: работа стала более достоверной. Главная новизна применения цвета состояла в точности и немногословности кровавых сцен, где не слова, а цвет брал на себя роль повествователя. Нужно отметить и эротический аспект картины, скромный, но достаточно смелый для того времени. Пожалуй, эти три картины являются типичными и знаковыми в освещении темы вампиризма. В шестидесятых и семидесятых, возрождение серьезного кино о вампирах было вызвано деятельностью Британской компании Хаммер Фильмз, которая подняла новую волну интереса к вампирам своим первым фильмом о Дракуле, выпущенном в США как "Ужас Дракулы" (режиссер Теренс Фишер). Компания произвела шесть картин про Дракулу плюс достаточное число фильмов на вампирские сюжеты (звездой которых был Кристофер Ли, снявшийся затем в целом ряде вампирских фильмов и считающийся вторым знаменитым актером-вампиром после Лугоши), включая экранизацию "Кармиллы" ле Фану. Кажется, ей же сделано и нечто вроде документального фильма "Знаменитые монстры киностраны", который ознаменовал всплеск интереса к фильмам ужасов в США вообще... В это же время сериалы с участием вампиров появляются на телевидении. Первая телепьеса появилась в 1956. Затем последовали первые комедии ужасов с персонажами-вампирами, - "Семья Аддамсов" и "Манстеры" (Munsters), по материалам которых была создана первая серия книг комиксов, отображающих персонажа-вампира после снятия запрета с вампирской темы. В 1966 на телевидении Эй-би-си в дневное время дебютировали "Темные тени". Этот длинный сериал абсолютно неизвестен у нас, однако на Западе он считался культовым, породил море фэн-клубов и конвенций и потому не может не быть упомянут. В 1969 появилась "Вампирелла" - один из самых длинных серий комиксов, а Би-би-си делает первый полнометражный телефильм (в главной роли Денхольм Эллиот). В семидесятые годы прошлого века уклон был сделан в эротическую сторону. Появилось огромное количество фильмов, в которых присутствовали кровь и обнаженные женщины. Типичный пример: фильм Джесуса Франко «Вампирши» (1970), поставленный по произведению Шеридан Ле Фану «В стеклянной тьме», в котором главным действующим лицом является вампирша Кармилла. Именно в те годы начался отход от классической трактовки романа Брэма Стокера и поиски более современных причин потребления человеческой крови. Вампир Стокера конфликтует с Богом, ему можно причинить боль крестом или святой водой, он не переносит дневной свет, боится чеснока и текущей воды, он не может войти к Вам в дом, если Вы его не пригласите. Более актуальный и современный подход к вампиризму трактуется как болезнь, наркотическая или алкогольная зависимость. Итак, можно еще вспомнить историю знаменитой графини Батори, жившей в средние века и для подержания красоты и молодости принимавшей ванны из крови молодых девственниц. Самый зрелищный фильм на эту тему-эпизод из классической антологии «Аморальные истории» (1973) Валериана Боровчика. Дальше можно продолжать и продолжать, перечисляя названия фильмов и имена актеров. "Ночной сталкер" с Даррином Макгэвином (1972 ), "Дракула" "Дан Куртис Продакшн" (1973), с Джеком Паланса в главной роли, сделанная специально для телевидения. "Вампиры" Ненси Гарден того же года, которые начали новую волну литературы на эту тему для детей и юношества, трехчасовая версии книги Брема стокера на Би-би-си (1977). В 1977 году Джордж Ромеро снял авангардный низкобюджетный фильм «Мартин», вызвавший недоуменное непонимание у зрителей, ожидавшего от режиссера кровавых картин про зомби. В этом фильме вампир не волшебник и не сверхъестественный монстр, а больной человек, запертый глупостью в своей боли. Жажда крови показана сродни наркотической зависимости. Это подтверждается еще и тем, что герой вкалывает наркотик в тела своих жертв, прежде чем начать пить их кровь. Фильм повествует о силе стереотипов, о том, как культурные, религиозные и традиционные верования могут сломать психику человека и превратить его в монстра. "Дракула" "Юнивёрсал Пикчерз" (1979) с Фрэнком Лангелла в главной роли, "Носферату - призрак ночи" Вернера Герцога того же года, и множество современных фильмов - Потерянные Мальчишки" (Lost Boys). В 1983 году режиссер Тони Скотт снял картину «Голод» по роману Уитли Стрибера-один из самых утонченных и изобретательных фильмов о вампирах. Фантастическая тема вечной молодости обыгрывается в нем на манер видеоклипа. Щемящая, красивая и печальная история о вампирах с Катрин Денев, Сюзан Сарандон и Дэвидом Боуи в главных ролях. Тем не менее решающий вклад внесла, конечно, Райс, автор достаточного количества романов как о вампирах, так и на другие "готические" темы. Ее главный герой, Лестат Лайонкур, является анти-героем, непохожим на более раннего вампира. Как рассказывала она в одном из интервью, свой роман она писала в тяжелой депрессии, вложив туда очень много личных переживаний. Например, девочка-вампир - в действительности ее раноумерший ребенок, Лестат - то, кем она бы хотела быть, а Луи - тот кто она есть. Именно потому в дальнейших хрониках, вышедших со значительным интервалом ("Вампир Лестат" выходит в свет только в 1985) получилось много непоследовательного - например, превращение Лестата, который вначале был примером прекрасного зла, в чистого и хорошего, кормящегося только злыми. Снятый фильм врезается в память гораздо сильнее не только благодаря звездному актерскому составу, но нас, интересует скорее то, что нового в образе вампира появилось после "Интервью". Главным было именно то, что Райс дала вампирам историю, уходящую по времени за Влада Тепеша и представила вампира не как монстра-одиночку. Именно у нее появилась идея вампирского сообщества, давно существующего параллельно людям и имеющего достаточное количество правил функционирования, за нарушение которых вампира может даже ждать смерть на солнце. Райс - это и попытка написать альтернативную мифологию, а также посмотреть на мир взглядом иного существа. Дракула назван "бредом сумасшедшего ирландца", а большинство "патентованных" народных средств в действительности бессильны. Что же до психологии, то Лестат и К все же достаточно очеловечены, и в этом смысле следующий шаг был сделан Барбарой Хэмбли в "Тhosе who hunt the night" - там неплохо показана именно психология существа уже не являющегося человеком, а равно хорошо подмечены некоторые проблемы долгоживущего существа вообще. Вторым моментом было усложнение процесса творения вампира второго порядка и введения принципа обмена кровью, когда именно выпитая жертвой кровь вампира инициировала превращение. Вампирская сексуальность стала более андрогинна и приобрела даже некоторые гомоэротические черты (в фильме это правда, выражено сильнее чем в книге). Конечно, у Райс вампир впервые укусил представителя своего пола не впервые, но до того вампиры все время кусали исключительно девушек, что подсознательно вкладывало, сексуальную начинку... Райс же отделила процесс кровопития от сексуального возбуждения, оставив дружбу или иные чувства, но подчеркнув асексуальность вампиров. "Хроники" повлияли на большинство позднейших интерпретаций вампира. Творчество Энн Райс стимулировало не только новую волну книг и фильмов на вампирскую тему, но и появление такого вида неформалов, как готы, которых иногда сравнивают с романтиками типа Байрона и Шелли в современной интерпретации этого архетипа. Можно сказать, что отчасти готы в том виде, в котором существуют сейчас, возникли благодаря вампирской эстетике. Считается, что основной толчок развитию гот- культуры дала композиция 1979 года "Bela Lugosi's Dead" группы Bauhaus вышедшая в саундтрэке фильма "The Hunger", а затем готический имидж (бледные лица, круги под глазами) и эстетика формировались под сильным влиянием вампирского образа. Среди готов культовую популярность приобрели многие вампирские фильмы и романы. Пик популярности готов пришелся на середину 90-х, и хотя сейчас они уже представляют из себя феномен, о котором знают все, и их не так уж много, посеянные ими всходы в виде книг, фильмов или ролевых игр активно растут. В России, правда, готы и ролевики пересекаются куда меньше. В конце века вампир подвергся новому преобразованию. Множество фильмов, романов и игр представляет вампира как "панка", одетого в черную кожу - такие вампиры существуют в мире сумерек вне предписанного социального порядка и несут угрозу не только отдельным людям, но и обществу. Подобный образ "вампира на байке" появился после фильмов с Кристофером Ли и встречается и в "Потерянных мальчишках", и в "От заката до рассвета", и в "Блэйде", где, невзирая на наличие более цивильных вампиров, Дикон Фрост относится к этой группе. Впрочем, по отношению к герою ван Дина он несколько вторичен. Нельзя не отметить и такую интересную тенденцию, как попытки связать в один сюжет вампиров "из разных сказок". Помимо фильма Полански, интересной попыткой создать литературно-теоретический альманах на эту тему была "Mammoth book of Vampires" 1991 года, в которой почти каждый отличившийся на ниве вампирологии написал рассказ или короткую повесть. Еще более удачным вариантом была книга Кима Ньюмана "Анно Дракула", где "в одном флаконе" действуют не только Дракула и Ратвен, но и доктор Джекиль, доктор Моро, инспектор Лестрейд и совсем молодой Лестат. "Дракула Брэма Стокера" (1992), поставленный Френсисом Фордом Копполой, "Интервью с вампиром" (1994), "Дракула. Мертв и доволен этим" (1996), "Вампиры Джона Карпентера", "Ночь страха", "Бал вампиров" Романа Полански, где была сделана первая попытка связать всех знаменитых вампиров в один сюжет, "Revenant" Р. Эльфмана и снятый в подобной эстетике "Блэйд", "Дракула-2000" и "Вампир в Бруклине" последний как пример сюжета, на полностью афроамериканском материале. Из недублированного у нас - "Near Dark", "Subspecies", "Nadja", "The Addiction" и "The Hunger", а также "вампирское" кун-фу гонконгского производства, где фольклорные мотивы смешались с пришедшими с запада штампами (например, у цзян ши появились клыки). Под занавес - гомосексуальное вампирическое шоу "Сосет Дракула ли на самом деле?" (или "Дракула и ребята"). Фильм "Сумерки" (Twilight), премьера которого состоялась в Великобритании, продемонстрировал, что канонический образ вампира, взлелеянный Брэмом Стокером, уходит в небытие. Би-Би-Си задалась вопросом, как могло случиться, что вампиры в кино превратились из жутких, кровососущих убийц в чувствительные, интеллигентные и недопонятые души. Эдвард не имеет ничего общего с мрачным кровососом - он стильный и привлекательный школьник. Более того, он "вегетарианец" - в том смысле, что не грызет человеческие шеи, а питается исключительно кровью животных. Традиционный сюжет выворачивается наизнанку: не вампир охотится за жертвой, а жертва сама преследует и искушает вампира и желает присоединиться к его вампирскому роду. Эдвард - не первый пример альтернативного вампирского образа. В популярном телесериале "Баффи, истребительница вампиров", который шел в 1990-х годах, вампир по имени Ангел также противостоял темным сторонам своей души и пил кровь свиней вместо человеческой. Ангел помогает и даже флиртует с Баффи, воюющей с вампирами.
Милли Уильямсон, автор книги "Приманка вампира: гендер, фикция и обожание от Брэма Стокера до Баффи", утверждает, что изменение культурного образа вампира свидетельствует о переменах в обществе.
По ее мнению, в культурном сознании произошел сдвиг от вампира как экзотичного чужестранца, характерного для поэтики романтизма XIX века, к вампиру как отторгнутому обществом аутсайдера.
"Начиная с 1970-х, вампир - это плохой парень, крутой и сексуальный образ. И он также превратился в привлекательное создание, которому мы симпатизируем", - говорит исследовательница.
"Интересно, что в 1980-х, в эпоху Рейгана и Тэтчер, вампир даже стал символом семейных ценностей", - отмечает она, приводя в пример фильмы "Потерянные мальчики" и "У темноты" (The Lost Boys, Near Dark, оба - 1987 года).
Напомним, что единство и поддержка семьи обыгрывалась не только в кинолентах о вампирах. Фильм Фрэнсиса Форда Копполы "Крестный отец" стал культовым для американского общества в 1970-х именно благодаря прославлению семейных ценностей: как оказалось, не имеет значения, о какой семье идет речь - обычных американцах, мафиозном клане либо роде вампиров.
По мнению Милли Уильямсон, корни сдвига в сознании общества лежат в культурной революции 1960-х годов, изменившей отношение к маргиналам.
Вообще же в роли вампиров отличилось немалое количество звезд кино - Крис Сарандон, Клаус Кински, Кристофер Ли, Том Круз, Стив Бартон. Нельзя не отметить Удо Кира, хотя большая часть фильмов с его участием не отличалась высоким общим качеством ("Кровь для Дракулы"). Из молодых актеров это Том Круз, Каспар ван Дин, Брэд Питт, Уэсли Снайпс, Эдди Мерфи и Антонио Бандерас. Самые известные вампиры в кино:
Граф фон Каунт, "Улица Сезам" (Count von Count, Sesame Street) Том Круз, "Интервью с вампиром" (Interview with the Vampire) Кифер Сазерлэнд, "Потерянные мальчики" (The Lost Boys) Бела Лугоши, "Дракула" Гарри Олдмэн, "Дракула" Кристофер Ли, "Дракула" Дэвид Бореназ, "Баффи, истребительница вампиров" ( Buffy the Vampire Slayer) Уэсли Снайпс, "Блэйд" (Blade) Ричард Грант, "Маленький вампир" (The Little Vampire) Кейт Бекинсейл, «Другой мир» (The Underworld)
От себя добавлю, что еще в романе Брэма Стокера граф Дракула выступал объектом желания, на чем акцентировал внимание Коппола в своей версии "Дракулы" 1992 года. Несмотря на справедливые в целом замечания Уильямсон, вампир изначально мыслился как эротический персонаж, но консервативность Брэма Стокера и его последователей начала ХХ века не позволяла оправдать вампира как порождение тьмы и воплощение зла. Культура последних десятилетий начинает осмысливать сексуальность вампира, но оставаясь консервативной по своей сути, пытается оправдать вампира как "вегетарианца", либо как борющуюся со своими темными сторонами "жертву природы". Ну, что еще сказать? Когда я доберусь до Голливуда, шеи некоторых режиссеров будут в первой десятке. Видимо, уже пора преподать урок невеждам и показать, как все обстоит на самом деле.
Отправлено: 25.04.09 20:52. Заголовок: Спасибо большое за с..
Спасибо большое за статью! Прочитав ее сразу хочется пересмотреть все фильмы о вампирах с начала ХХ века Я все-таки поддалась искушению и посмотрела "Голод". Это действительно произведение искусства. Очень атмосферный фильм, ни шагу в лево, все в тему. Очень порадовал актерский состав. Боуи вне конкуренции. Денев и Сарандон красотки. Молодой Дэфо, ммм! Еще приятно было видеть в начале фильма тех самых Bauhaus с песней "Bela Lugosi's Dead". Прикольная песня, кстати
Посмотрев фильм, у меня сложилось четкое ощущение. что он очень сильно повлиял на творчество Райс. Я имею ввиду продолжение Хроник, которые идут после ИСВ. В фильме идет намек на то, что вампиры появились в Древнем Египте, это раз. Убив "мать" (Денев), умрут все вампиры, это два (правда в результате, она все-таки не умирает, а ее просто запирают в ящике). Ну, гомоэротический контекст рассматривать не будем, так как тогда, как я понимаю, такие вещи были достаточно "модными". В принципе, как и сейчас.
Отправлено: 26.05.09 13:08. Заголовок: Спасибо Вам за отзыв..
Спасибо Вам за отзыв! Я ее писала в надежде на то что хоть кто-то откликнется и посмотрит ещё какие-нибудь фильмы про вампиров кроме "Интервью с вампиром" или "Королеву проклятых". Я надеюсь Вы для себя открыли что-то новое и смогли посмотреть на вампиров новыми глазами.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет